Успенский Паисиево галичский женский монастырь

Успенский Паисиево галичский женский монастырь 21.11.2016

Успенский Паисиево галичский женский монастырь

Паисиево-Галичский Успенский женский монастырь располагается с самого краю города Галич, в двух километрах от него. Если быть более точным, то в его южной части, в пригороде под названием Успенская слобода. В качестве дополнительных координат можно указать нахождение между Костромской и Кинешемской автомагистралями.

Таков точный адрес монастыря. Однако незамедлительно возникает вопрос: «Как доехать?» С этим больших проблем возникнуть не может, так как транспортное сообщение между Костромой и Галичем налажено отменное. К тому же сам по себе монастырь располагается на возвышенности и его видно сразу же с нескольких точек: от улиц, ведущих с Торговой площади в сторону юга.

История

Главным секретом, сохранившимся до наших дней, является время возникновения монастыря. Большинство исследователей относят возведение обители к середине XIV века. Изначально, на горе Краснице, располагался Николаевский мужской монастырь. Однако боярин Овин, владевший этими землями, вскоре переименовал обитель в честь Успенской иконы Божьей матери. В XVI веке настоятелем Успенского монастыря стал игумен Паисий. Его дело осталось жить в веках и народной памяти. Одним из таких проявлений стал добавление к названию обители новой части – Паисиевская.

Паисиево-Галичский монастырь обладает рядом священных реликвий, одной из которых является иконы Божьей матери «Овиновская». С этой иконой связана необычная легенда. В один из своих междоусобных походов Василий Тёмный шёл завоёвывать город своего дяди – Георгия Галичского. Взяв город, он увидел эту икону и немедля приказал увезти её в Москву, где она тотчас была помещена в один из московских храмов. Однако на следующий день случилось чудо – икона исчезла! Искали её до тех пор, пока не нашли на том же самом, изначальном месте в Успенском монастыре.

Паисиево-Галичский Успенский женский монастырь претерпел ряд кардинальных изменений в архитектурном плане монастыря, произошедших в XVII веке. В 1642 – 1646 годах началось масштабное каменное строительство внутри монастырского массива, и первым появился Успенский храм, действующий летом. Данные действия проводились под чутким руководством боярина Алексея Михайловича Львова, который, к тому же, выполнял функции финансового обеспечения застройки. Затем был возведён Троицкий собор, который работал зимой. В 1837 – 1839 годах был переделан Паисиев придел.

Современный период истории

Как и многие другие святыни Костромского края, Успенская обитель был закрыта, что случилось в 1919 году. Однако вплоть до 30-х годов XX века поток прихожан не иссякал и храмы выполняли свои функции. Но это продолжалось недолго, так как вскоре Успенский собор был определён под инкубатор, а в Троицком соборе был размещён дровяной склад. 80-90 годы стали для монастыря настоящим ударом, так как были покинуты людьми и изрядно запущены, разрушены.

Галичский монастырь 26 февраля 1994 года претерпел масштабные изменения, став женским. Данное решение принадлежало Священному Синоду Русской Православной Церкви. Вскоре на территории монастыря проводились археологические раскопки (1995 год) и был найден удивительны артефат, который многие называли чудом. Святые мощи преподобного Паисия сохранились не в виде костей, а в качестве отпечатка на грунте. Многие исследователи до сих пор называют подобную находку чудом.

Последующая история Паисиевского (на сей раз женского) монастыря разворачивалась следующим образом:
  • июнь 1997 года – состоялось первое за долгий перерыв богослужение. Проходило оно в Успенском собор Паисиевской обители.
  • 2004 год – произошёл перенос почитаемого списка Овиновской иконы Пресвятой Богродицы. В данный момент находится в Успенском соборе монастыря.

Архитектура

Успенский Паисиево-Галичский монастырь велик и разнообразен как в общем плане, так и в своих составных частях. Вот доказательство этим словам.

На фото видно, что Успенский храм резко выделяется на фоне храмов XVII века своей особой изобретательностью форм, возвышенностью и выразительностью архитектурных элементов. Интересно его шатровое построение его колокольни, столь редкое среди костромских святынь, а внушительный храмовый объём нависает всей громадой над прохожими. Данная колокольня вплотную прилегала к четверику Успенского собора, при этом возвышаясь над папертью. Первоначально всё покрытие храма было выполнено как позакомарное. Однако в XIX веке произошли изменения, и покрытие было заменено на более стандартное, четырёхскатное. В том же веке появился тамбур из дерева, завершающийся купольной крышей.

Троицкая церковь в своём внешнем обличье полностью повторяла внутреннее храмовое убранство, что лишь добавляет ей особого своеобразия. Основной объём имеет форму прямоугольника, в то же самое время он несколько приподнят, благодаря подклету. Храм был вытянут по продольной оси, а заканчивался тремя главами луковичной формы. Каждой боковой части соответствовал храмовый элемент: с одной стороны был алтарь, а с другой трапезная. Каждая стена, в свою очередь, была завершена кокошниками великолепной работы.

Галичский Успенский монастырь – это пример великолепной архитектуры и богатой на события истории.

Возврат к списку