Собор Казанской иконы Божией матери Нерехта

Собор Казанской иконы Божией матери Нерехта 22.11.2016

Собор Казанской иконы Божией матери Нерехта

Собор Казанской Божьей матери располагается по следующему адресу: Костромская область, город Нерехта, улица Ленина, дом 2. Добраться до города Нерехта не составит ровным счётом никакого труда, так как транспортное сообщение между городами налажено на высшем уровне и ежедневно от Костромы в сторону Нерехты отходят рейсовые автобусы. Однако это не единственный вариант, так как в зависимости от времени года и суток между железнодорожными станциями городов курсируют электропоезда.

Маршрут их прост: Кострома Новая – Ярославль Главный. Одна из остановок нерехтский ж/д вокзал, который находится по адресу: Площадь 30-я Победы. Таким образом, перечень всех вышеперечисленных возможностей отвечает на главный вопрос: «Как добраться?». О главном историко-архитектурном памятнике города и туристическом «магните» магните речь пойдёт ниже.

История

Казанский собор Божией матери обладает достаточно богатой историей и начинается она задолго до его возведения. Первоначально на этом месте располагался деревянный храм, построенный в честь святых Бориса и Глеба. Его возникновение относят к XVIII веку, а в XVII перед церковью образовывают одноимённую площадь – Борисоглебскую. Однако историю возникновения Казанского собора стоит связывать с именем Петра I. Именно он, за две недели до Полтавской битвы, издал указ, где отдавал распоряжение о постройке собора Казанской иконы Божьей матери (12 июня 1709 года).

А дело было так: перед битвой петровское войско останавливалось в селе Каплуново, что находится под городом Харьков. Именно здесь, в этом селе, Пётр I молился о заступничестве и помощи перед Казанской иконой Божьей матери. Многие исследователи сходятся во мнении, что данное событие послужило причиной указа, так как Пётр был заранее уверен в собственной победе и силе русского оружия. Поэтому в благодарность он решил именовать новоиспечённый храм в честь Казанской Богоматери. Таким образом, из всего вышесказанного следует, что Казанский собор есть не что иное, как первый памятник Полтавской победе.

Время шло, храм ветшал и старел, его реставрацией никто не желал заниматься. Однако в XVIII веке соборный комплекс был дополнен колокольней высотой в шестьдесят метров. Строительство её велось настолько долго, что вызвало недовольство горожан.

Собор Казанской иконы Божией матери был подвержен сильным изменениям, так как советский период не прошёл бесследно для него. Он был закрыт, как и многие святыни по всей Костромской земле (да и России вообще). За годы церковь претерпела изменения не в лучшую сторону, поэтому в данный момент сам собор бездействует, внутри него работает пекарня. Колокольня же осталась и сейчас она служит развлечением для туристов. Для того, чтобы забраться на неё и осмотреть нерехтские окрестности с подобной высоты, необходимо купить билет в краеведческом музее, который находится неподалёку.

Архитектура

Собор Казанской иконы Божией матери строился с особым, царским размахом. Для его возведения в Нерехту было привезено свыше двухсот тысяч кирпичей, а нанятые рабочие были не абы откуда, а из самой Московской Ижерской канцелярии. Это и неудивительно, так как большая часть строителей была занята возведением Санкт-Петербурга. Строительство собора заняло большой промежуток времени – 4 года (с 1709 по 1713 годы). После, уже в XIX веке, соборный комплекс был подвергнут перестройке, вместе с которой появилась часовня северо-восточном углу комплекса (1805-1806 годы) и каменная ограда с воротами. К сожалению, ни та, ни другая соборная составляющая не сохранились до наших дней.

Если присмотреться к старым фото, то можно увидеть удивительной красоты соборный четверик. Он был украшен пилястрами. Этим дело не заканчивалось, и потому верхняя соборная часть была увенчана карнизом и закомарами. С востока и запада четверика были расположены оконные проёмы. Они были этакой памятью особому архитектурному стилю – «нарышкинскому барокко» и потому обладали сразу же восьмью гранями.

Собор Казанской Божией матери был многокупольным. Каждый купол был выполнен в форме луковицы, да ещё и покрытой чешуйками. Каждый находился на богато инкрустированном барабане. Трапезная имела два столпа, но уже в XIX веке была перестроена. Новым стилем стал позднее барокко. Церковь обладала тремя выходами. Каждый начинался с барочного крыльца, помимо этого над каждым находилась ломаная кровля. Сам соборный массив – бесстолпный, а заканчивался сомкнутым сводом с очень крутыми скатами.

Немаловажно для истории храма имя М. А. Соплякова, ведь именно он и его команда профессиональных художников занимались росписью собора. Сейчас имеется возможность углядеть лишь небольшие куски фресковых композиций, так как большая их часть находится под побелкой. Отреставрировать и увидеть всю картину целиком не представляется возможным, так как помещение занято пекарней.

Собор Казанской Божьей матери – это удивительный пример переплетения богатейшей истории и несравненной красоты архитектуры. В очередной раз Костромской край доказывает свою прямую связь с самыми главными событиями русской истории, а также её главными действующими лицами.

Возврат к списку