Церковь Вознесения Господня Макарьевский район

Церковь Вознесения Господня Макарьевский район 11.01.2017

Церковь Вознесения Господня Макарьевский район

Церковь, названная в честь Вознесения Господня, располагается по следующему адресу: Костромская область, Макарьевский район, село Вознесенское (которое находится неподалёку от города Унжа, истории которого мы отведём в нашем повествовании немаловажную роль). Города Кострома и Макарьев разделены между собой немалым расстоянием, километраж которого исчисляется 180 километрами. До пункта назначения легче всего добраться на общественном транспорте, к примеру, рейсовые автобусы, курсирующие по данному направлению согласно чёткому расписанию. Ваша поездка займёт чуть более двух часов, а стоимость билета обойдётся в 290 рублей.

Однако, возникает закономерный вопрос, касающийся того, как доехать до села Унжа, где и находится вожделенный культурно-исторический памятник. Оставшиеся восемнадцать километров, разделяющие районные центр и сельское поселение, можно преодолеть вновь на рейсовом/попутном транспорте. Именно здесь, неподалёку, за оврагом и находится село Вознесенское вместе с разрушенной, трёхпрестольной церковью Вознесения Господня, дошедшей до наших времён только в качестве памятника архитектуры последней четверти XVIII века. Истории храма и села, её окружающего, как раз и будет посвящён весь дальнейший материал.

История

В первую очередь необходимо сказать о селе Унжа, близ которого находится церковь, названная в честь Вознесения Господня, чьё важное расположение на страницах русской истории неоспоримо. Именно это село одним из первых создавалось в качестве крепости на территории Северного Заволжья, призванное выполнять защитные функции от монголо-татарских набегов, а также мордвы, булгар, черемисов. Если быть точным, то время образования (первоначально) города Унжа относится к XII веку, а это есть ни что иное, как время обретения мощи и усиления Владимиро-Суздальского княжества. Последующие годы, а точнее весь XIV век село Унжа, во времена монголо-татарского ига, выполняло функции сборщика налогов или, как их ещё называли, «тамга». Впоследствии все окрестные земли (включая и территорию села Вознесенское) начали именовать «Унженской тамгой».

И одним из самых значительных событий в истории этого города, да и всего Макарьевского района, всей Костромской области. В 1522 году город Унжа был со всех сторон окружён монголо-татарскими захватчиками. Желая быстрее закончить начатое, город они подожгли. Задыхающиеся в дыму и копоти жители собрались в местном храме, понимая, что им ничего не остаётся делать, кроме как молиться иконе Богородицы Макариевской. Молитва звучала и денно и нощно, без перерывов на сон, на принятие пищи. И случилось чудо, осаду удалось разгромить наголову, мало того, защитники крепости ещё долгое время гнали иноземных захватчиков, желая отомстить за совершённое.

Церковь Вознесения Господня начинает вести свою историю с XVIII века. Однако до этого, а точнее в середине XVII века происходит следующее событие в истории города Унжа. Он начинает постепенно терять свою прежнюю роль, причиной этому процессу является рост и наращивание потенциала у Макариево-Унженского монастыря. Именно этот монастырь пользовался большим почётом и уважением у венценосного семейства Романовых, его территорию сразу же облюбовали разношёрстные ярмарки. К тому моменту городской план претерпел некоторые изменения, весь массив зданий тянулся вдоль дороги на Макарьев. Тракт вился параллельно с рекой Унжа, пока не обрывался оврагом, за которым и располагалось село Вознесенское.

Именно здесь, в 1777 году, был построен Вознесенский храм. Был он полностью возведён на средства прихожан и построение велось целиком из камня. Помимо основного храмового массива, из камня была построена и колокольня, стоявшая неподалёку. Со всех сторон церковный комплекс был окружён оградой, две стороны которой были построены из камня и ещё две – из дерева. На небольшом отдалении от храма находилось приходское кладбище, также обнесённое оградой, на сей раз полностью деревянной. Как уже было сказано выше, внутри Вознесенской церквирасполагались три престола:

  • Престол в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы;

  • Престол в честь Вознесения Господня;

  • Престол в честь святого Иоанна Дамаскина.

На фото можно увидеть, что основной объём храма есть не что иное, как двухсветный четверик. Всё великолепие имело завершение в виде пятиглавого завершения. Колокольня же и основной объём храма были объединены между собой посредством широкой трапезной. В непосредственной близости от Вознесенского храма располагались следующие церкви: Макарьевская и Воскресенская соборная (они, как раз, находились в самом городе Унжа), а также Христорождественская, расположенная в городе Макарьев.

На основе всего вышесказанного можно сказать следующее: Церковь Вознесения Господня являет собой не просто очередной памятник архитектуры. Её стены хоть и были построены после событий XII – XIV веков, всё-таки успели «лицезреть» многие страницы нашей истории, в числе которых революции начала XX века, Гражданскую и Великую Отечественную войны. Перед нами хоть и безмолвный, но настоящий свидетель истории, требующий внимания, ремонта и реставрации.


Возврат к списку